EduGid.ru

Поиск



Обзор:

"Подводные камни" новой программы

Заработает ли программа «Земский учитель»?

С начала 2020 года в стране начали реализовывать проект «Земский учитель». Рассчитывают, что он поможет увеличить приток преподавателей в сельскую местность. Подъемные в размере 1 миллион рублей будут выплачивать учителям, переехавшим преподавать в поселок либо маленький городок (до 50 тыс. населения) и готовым отработать там не менее 5 лет. В районах Дальнего Востока эта сумма составит два миллиона рублей.

Надо сказать, что аналогичная программа для врачей «Земский доктор» работает вполне успешно вот уже 8 лет. Интересно, что финансирует ее полностью федеральный бюджет. А 100 лет назад, это делалось за счет местного земского обеспечения.

По словам Татьяны Половниковой, возглавляющей фонд «Национальные ресурсы образования», из федерального бюджета на реализацию этого проекта планируют выделить более 4 млрд рублей. Рассчитывают, что, благодаря этому, работать в глубинку отправится 1,8 тысяч преподавателей в текущем году и около 2500 в последующие два года.

Забавно, что именно 31.12.2019 Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение №3273-р о кадровом обеспечении школ. Была поставлена задача собрать и систематизировать данные о том, насколько школы обеспечены кадрами, в каких районах не хватает преподавателей и какое количество педагогов должны готовить вузы. Выходит, что деньги уже выделены, программа запущена, а каких учителей, сколько и где не хватает так и не выяснили….

В разных источниках приводятся противоречивые данные о дефиците педкадров в стране. Не хватает от 12 000 до 180 000 человек. А по статистике Минпроса России никакого дефицита кадров не видно. По их данным в 2019 году в сельских школах страны картина была такая: 420 000 учителей работали в 26 000 школах, где училось 3 789 000 учеников. В среднем, 9 детей на одного педагога. Сказка! Если не считать условий жизни сельских наставников...

Тем не менее по запросу министерства просвещения сельским школам сейчас требуется 3565 учителей. А претендентов на эти места уже 7200. Конкуренция! Так есть ли вообще дефицит учителей?

Начнем с того, что эксперты вообще не могут точно определить, что такое дефицит кадров в школе. Некоторые считают, что дефицит — это отсутствие учителя-предметника в учреждении. Другие определяют его по количеству учебных часов. Если преподаватели вынуждены работать больше, чем по восемнадцать часов в неделю (педагогическая ставка), значит, налицо дефицит педагогов.

Но, если говорить о сельских малокомплектных школах, там в порядке вещей, когда один педагог ведет несколько предметов. И вряд ли кого-то устроит работа на одну ставку с зарплатой 12000-14000 рублей. Большинство сельских учителей работает на 1,5-2,5 ставки.

Более того, по отзывам педагогов в соцсетях, директорам школ местные отделы образования не советуют расширять штаты (неофициально, естественно), чтобы не снижать показатели средней зарплаты. Потому что нацпроект «Образование» предусматривает рост зарплат педагогов при росте средних зарплат по региону. Получается, что новые работники в школе не нужны. А если кто-то увольняется, то его часы логично распределять между оставшимися, иначе не удержать необходимый по нацпроекту уровень зарплат.

И еще. Приезд в село новых педагогов с миллионом в кармане вызовет негативную реакцию тех, кто всю жизнь работает в этих школах. Мало того, что им придется делится нагрузкой с приехавшими (а значит, и отдавать часть и так небольшой зарплаты), так еще и несправедливость государства (они едут на 5 лет, и им по миллиону, а мы всю жизнь тут, и что?) не может не вызвать чувства обиды. Конфликты между педагогами в этой ситуации неизбежны. 

Похоже, программа с красивым названием «Земский учитель» вряд ли сможет улучшить работу сельских школ. Хорошо бы сначала определиться, сколько нужно преподавателей и по каким предметам. А деньги выделить на ремонт и благоустройство помещений, переоборудование кабинетов. А то ведь в 11% этих школ нет даже водопровода... 

0 Комментариев и отзывов