EduGid.ru

Поиск

Наш канал Яндекс.Дзен Наш канал Telegram Telegram


Обзор:

Отношение учителей профессиональной аттестации

Профессиональные экзамены для педагогов

В Совете по профессиональным квалификациям в области образования пришли к выводу, что аттестацию учителей следует заменить более независимым способом оценки педагогического мастерства.

Дело в том, что каждый регион проводит аттестацию по своим правилам. В одних регионах приоритетным считается уровень знаний учеников: средний балл, количество победителей олимпиад, процент поступления и др. В других считают наиболее важным уровень профессионального роста: грамоты, сертификаты, справки о прохождении курсов, семинаров и т.п.

Поэтому принято решение ввести для учителей профессиональный экзамен, который будет построен на единых стандартах и требованиях, с последующей выдачей соответствующего сертификата.

По мнению председателя Совета Любови Духаниной такая форма аттестации имеет много положительных моментов и для самих учителей:

  • процедура станет проще привычной аттестации и не такой трудоемкой в подготовке — не нужно собирать справки и отчеты, составлять педагогические и творческие проекты, делать видео уроков и воспитательных мероприятий и т.п.;
  • после сдачи экзамена данные педагога автоматически появятся в реестре Минтруда как квалифицированного специалиста, следовательно, в дальнейшем ему легче будет найти хорошую работу;
  • пройдя экзамен, педагог четко будет видеть свои “слабые” места, понимать, над чем необходимо работать;
  • имея независимую оценку соответствия профстандарту, учитель будет себя чувствовать более защищенным — в случае какого-либо конфликта ему не будет грозить увольнение по статье "несоответствие занимаемой должности".

Как будет проходить экзамен

Экзамен будет иметь 2 части — теоретическую и практическую.

Первая часть будет включать в себя:

  • психолого-педагогический блок, за который можно заработать до 20 баллов;
  • предметно-методический блок (до 30 баллов);
  • блок по IT-компетенциям (до 10 баллов).

Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 40 баллов (максимальное количество - 60). На выполнение заданий отводится полтора часа.

Вторая часть — это работа в течение двух с половиной часов с двумя предметно-методическими кейсами. Здесь надо заработать от 20 до 40 баллов.

Приниматься экзамены будут независимыми экспертами, которые аккредитованы на федеральном уровне. Правда, пока не уточняется, как и кем они будут аккредитовываться.

Сертификация будет проводиться платно. Предполагается, что оплачивать ее будет заинтересованный работодатель. Но если кто-нибудь захочет пройти профквалификацию по своей инициативе, то сделать это можно будет за свой счет.

Отношение учителей к профэкзаменам

По опросу, проведенному фондом “Национальные ресурсы образования” совместно с ОНФ, около 40% из 2500 опрошенных учителей не против сдачи экзамена вместо прохождения аттестации. 24% готовы сдать его “для себя”, чтобы проверить личные компетенции. А около 7% считают, что стоит получить сертификат, чтобы защитить себя в случае конфликтов.

Основная часть педагогов не хочет и откровенно боится экзамена. И на это есть свои причины.

Во-первых, по опубликованным демоверсиям ясно, что сдать его будет непросто, и подготовка отнимет немало времени. А повышения зарплаты при получении сертификата ожидать вряд ли стоит.

Во-вторых, в каждом регионе местная администрация будет решать самостоятельно, засчитывать ли экзамен вместо аттестации. 

В-третьих, наличие личных данных в реестре Минтруда для подавляющего большинства педагогов провинциальных городов и сельской местности не имеет никакого значения. Им просто некуда переходить из своих школ, негде искать лучшее место.

В-четвертых, наличие сертификата о профпригодности возможно и поможет педагогу избежать проблем с администрацией, но никак не станет защитой при решении конфликтов с родителями.

На данный момент сертификацию можно пройти на добровольной основе. И сдать экзамен в пилотном варианте предлагается пока только учителям Свердловской, Тюменской, Самарской и Вологодской областей.

Но нацпроект “Образование” предусматривает создание Центров оценки профессионального мастерства педагогов в недалеком будущем во всех регионах страны. 

0 Комментариев и отзывов