EduGid.ru

Поиск

Наш канал Яндекс.Дзен Наш канал Telegram Telegram


Обзор:

Школа научит детей креативному мышлению

Современный учитель. Какой он?

2019 — год создания благотворительного фонда “Эмпатия”, основателем которого является Михаил Шелков (основной акционер титановой корпорации ВСМПО-АВИСМА). Задача фонда — поддержка различных образовательных, культурных и научных проектов. Особое внимание — учителям глубинки. Выплата грантов, организация курсов повышения квалификации, проведение конкурсов — все это стимулирует педагогов развиваться в своей профессии.

В течение июня-сентября 2021 года в Туле представители “Эмпатии” совместно с губернатором Тулы Алексеем Дюминым провели конкурс “Призвание — учить!”. 214 педагогов, работающих в школах области, смогли продемонстрировать свои методические находки и реально работающие обучающие курсы. Только наградной фонд конкурса составил 7 000 000 рублей! Эти деньги были вручены 33-м лучшим учителям, заслуженно ставшим победителями.

У Михаила Шелкова свое видение современного педагога. Он категорически не приемлет термин “образовательные услуги”. Учитель учит, а не оказывает услуги! А чтобы педагог делал это творчески и на том уровне, на котором требуется в наше время, он должен получать адекватную оплату своего труда и иметь возможность развиваться. На решение этих проблем, собственно, и направлена деятельность созданного фонда. 

Шелков подчеркивает, что в педагогике очень важна личность учителя, его умение работать над собой и постоянно совершенствоваться. Современный педагог должен обладать, как минимум, следующими умениями и качествами:

Использовать на уроках новые технологии

Понятно, что современным детям просто пересказ параграфов учебника скучен и неинтересен. Чтобы увлечь, необходимо использовать все возможности, которые предоставляют современные технологии: видео, аудио, анимацию, электронные доски, онлайн задания и т.п.

Не останавливаться в своем развитии

Чтобы дети слушали учителя не по принуждению, а с интересом, он должен предъявлять им интересные факты по своему предмету, быть в курсе новейших достижений, иметь возможность ответить на большинство вопросов школьников. Что во время Google не так-то просто. 

Нельзя работать, используя только старые методики и подходы к обучению. Меняется мир, изменяются дети, и то, что работало 20 лет назад, может быть совершенно неэффективным теперь.

Поэтому постоянное саморазвитие и повышение квалификации жизненно необходимо современному учителю.

Не избегать участия в конкурсах и конференциях

Понятно, что любой конкурс — это стресс и дополнительная нагрузка. Но в то же время — это очень сильный стимул к развитию. Ведь есть возможность пообщаться с экспертами и другими успешными педагогами; поделиться своим опытом и оценить опыт других; появляется шанс испытать себя в новых условиях и получить признание коллег, а то и денежный приз. Михаил Шелков считает, что “если каждый учитель сравнит себя до и после любого конкурса, он точно увидит разницу”.

Проявлять креативность

Задача современной школы не только в загрузке определенного количества знаний в головы детей, но, главным образом, в развитии их эмоционального интеллекта. Творчески мыслить, находить нестандартные подходы к решению задач сейчас важнее, чем держать в голове массу формул и дат, которые в любой момент можно посмотреть в своем смартфоне.

Научить творчеству может только педагог, способный сам работать креативно: использующий на уроках интеллектуальные игры, предлагающий справиться с нестандартными задачами, готовый выслушивать и обсуждать самые, казалось бы, нелепые варианты решений, и получающий удовольствие от фантазий школьников.

Относиться к обучению как к командной работе

“Школа — это не часть индустрии сервиса, и учитель не подрядчик, оказывающий услуги!”— считает Михаил Шелков. Учитель должен быть наставником, руководителем коллективного процесса обучения. Ученики при этом — активные участники, осознающие, что они учатся для себя, для построения своего будущего, а не для папы с мамой.

Чтобы стать единой командой, отношения класс-учитель должны быть дружескими, доверительными (но не фамильярными!) и уважительными. Дети должны видеть в педагоге живого человека, имеющего право на сомнения и ошибки. 

Ведь именно человек с чувством юмора, иронично относящийся к себе, умеющий разрядить напряженную обстановку, вызывает не страх и отторжение, а чувство доверия. Ему ученики не боятся задавать вопросы, с ним можно спорить, озвучивать свою, а не общепринятую точку зрения.

Быть на одной волне со школьниками очень помогает знание трендов социальных сетей, фильмов, песен и развлечений, популярных у подростков. Вовремя вставленная фраза, отсылка к фильму, мему или популярному блогу мотивируют детей к изучению какой-либо сложной темы гораздо больше, чем научное объяснение ее значимости.

Быть медиатором в школьных конфликтах

Не бывает абсолютно бесконфликтных коллективов. В случаях ссор или буллинга в классе задача педагога — выслушать все стороны, помочь справиться со своими обидами и прийти к консенсусу, постараться избежать повторения конфликта в будущем.

А просто признать одну из сторон виноватой, приказать детям помириться и успокоиться — занятие не просто зряшное, а зачастую усугубляющее конфликт и приводящее к непредсказуемым ситуациям.


Рефлексировать и расслабляться

Это чрезвычайно важное умение для успешного педагога. Ведь нервные срывы, эмоциональное выгорание не только сводят на “нет” многие педагогические достижения, но и вредят здоровью человека. Потому надо уметь заботиться о себе, чтобы быть в состоянии помогать другим.

0 Комментариев и отзывов


Яндекс.Метрика