“Третий педагог” в колледжах
“Третий педагог” — это термин, который использовал итальянский педагог Лорис Малагуцци в отношении школьного образования. Он полагал, что первый педагог — несомненно семья, второй — непосредственно учитель, а третьим педагогом он называл образовательную среду. Ведь именно она является не только рабочим инструментом для учителя, но и “самостоятельным источником открытий и опыта” для детей.
Значение образовательной среды действительно велико, и не только в школах, но и в других образовательных учреждениях. В колледжах и техникумах, к примеру, студенты находятся по 6-10 часов ежедневно — т.е. большую часть дня. Естественно, что среда учебного заведения оказывает серьезное влияние на формирование личности молодых людей и развитие их профессиональных умений.
Учитывая, что популярность среднего профессионального образования растет с каждым годом, а качество подготовки в СПО должно соответствовать требованиям времени и постоянно совершенствоваться, нельзя недооценивать важность создания соответствующей образовательной среды. Недостаточно только повышения квалификации преподавателей и улучшения учебных программ. Ведь в значительной степени именно грамотно организованная образовательная среда способна обеспечить безопасное и эффективное профессиональное развитие студентов.
К сожалению, проектированием учебных зданий занимаются люди далекие от педагогики. Но, чтобы дизайн здания был успешным и мог служить реализации педагогических задач, а в то же время сочетаться с культурным и экономическим контекстом города, в его разработке должны принимать участие все заинтересованные стороны — архитекторы, директора учреждений образования, представители государственных органов, политики, работодатели и др. Потому что:
- Здание должно вписываться в архитектуру города, украшать его.
- Учреждения образования — часть общественной среды города. Их стадионы, библиотеки, актовые залы и аудитории могут использоваться не только учащимися, но другими жителями и организациями.
- Местоположение колледжа тоже очень важно. Оно должно быть доступно для подъезда с любой точки города, находиться недалеко от остановок общественного транспорта, иметь стоянки для личных машин и развитую инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями.
- Несколько неожиданно, но на академические результаты студентов влияют и такие параметры как величина учебных помещений, качество и количество санузлов, наличие столовой. Важен и размер самого колледжа — ведь от количества аудиторий зачастую зависит расписание занятий и продолжительность учебного дня студентов.
- В повышении качества образовательной среды немалую роль играет инженерный аспект зданий. Английский профессор Питер Баррет, изучавший влияние застроенной среды на общество, в своем исследовании “Умные классы” показал, что при сравнении разных колледжей 16% разницы в уровне их успеваемости объясняется состоянием учебной среды — качеством воздуха, освещения, уровнем температуры. При оптимизации этих показателей результаты студентов значительно повышались.
Таким образом значение “третьего педагога” (образовательной среды) в образовательных учреждениях СПО не подлежит сомнению. Всесторонний комплексный подход к проектированию способен значительно улучшить характеристики зданий, сделав их оптимальными для процесса обучения и в то же время достаточно многофункциональными.
К сожалению, исследованием влияния дизайна зданий образовательных учреждений и образовательной среды в целом в нашей стране сейчас практически никто не занимается. А ведь это — важнейшая составляющая в подготовке кадров высокой квалификации, так необходимых современной экономике России.
0 Комментариев и отзывов