EduGid.ru

Поиск

Наш канал Яндекс.Дзен Наш канал Telegram Telegram


Обзор:

Старая система обучения стала бесполезной

Что не так с начальной школой

20-е — 30-е года прошлого века... Главная задача страны — индустриализация. А большая часть населения — безграмотные сельские жители, тогда как нужны квалифицированные рабочие и инженеры. В таких условиях и происходило формирование массовой школы с ее строгой дисциплиной, безусловным уважением учителя (для большинства это был первый и единственный носитель знаний), школьной формой (которая для многих детей была единственной приличной одеждой), нехваткой помещений (школы работали по 2-3 смены), одной тетрадкой для нескольких предметов…. 

С тех пор наша жизнь существенно изменилась, а вот система обучения практически осталась такой же. Так что же не так в современной начальной школе?

  1. Санитарные нормы требуют, чтобы школьный рюкзак учеников первых-вторых классов весил не более 2-х килограммов, а третьих-четвертых — 2.300. 

Но только учебники плюс рюкзачок — уже много, а еще несколько тетрадей, ручки, карандаши, линейки, альбом для ИЗО или набор для труда, бутерброд, бутылочка с водой… Хорошо еще, если в школе есть место для хранения сменной обуви и спортивной формы. Конечно, первоклассников в школу отводят и забирают родители, но мамы зачастую загружены своими сумками, и нести рюкзаки приходится самим детям.

Хорошо бы: все учебники-тетрадки остаются в школе, а домашних заданий просто нет. По крайней мере для 1-2 классов.

  2. Врачи не первый год бьют тревогу по поводу гиподинамии наших детей. Но школа просто не оставляет им вариантов. Несколько уроков, которые надо высидеть максимально неподвижно, переменки, на которых надо “вести себя хорошо”, в придачу форменная одежда, которая требует соответствующего поведения. А если ребенок остается на продленку, то состояние низкой физической активности растягивается на весь день. А дома еще делать уроки...

Хорошо бы: последовать примеру многих стран и позволить детям надевать в школу комфортную одежду; разрешить младшеклассникам во время урока передвигаться по классу и сидеть не только за партами; выделить в школах места, где можно активно двигаться, играть, и в то же время уединиться, посидеть или просто полежать. У детей должно быть свободное время для игр, прогулок, общения.

  3. Младшеклассники долгое время вынуждены находиться в закрытом помещении вместе с еще 20-30 детьми. Проветривание только на перерывах (и то не на всех), постоянный фоновый шум, разные дети — спокойные и капризные, любознательные и те, кто заниматься не хочет совсем, а только мешает другим. Обстановка для занятий не самая комфортная. Так было всегда, родители не возмущаются. Но времена-то другие! И то, что было хорошо для детей 20-х годов прошлого века, не очень правильно в наше время. 

Хорошо бы: сократить количество детей до идеального — 12 человек в классе. Неплохо бы опробовать вариант Германии, где группы могут быть разновозрастными, а на разные уроки дети могут приходить даже разными составами.

   4. Учебная нагрузка в начальной школе мало эффективна. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, и, зачастую, ребятам просто скучно сидеть на уроках. Надо выслушать ответы других, а еще вступительные, поучительные и дисциплинарные монологи учителя…

Словом, на новый интересный материал на уроке в действительности остается не так много времени. Да и программа школьная не конкурент той информации, которую ребенок привык получать за стенами школы.

Скучно всем — тем, кто тему знает и ведет себя хорошо, и тем, кто ничего знать не хочет, а потому развлекает себя на уроках, как умеет.

Хорошо бы: перестроить систему обучения так, чтобы дети сами добывали информацию в процессе учебы. Учитель должен быть не единственным источником знаний, а, скорее, организатором процесса учебы.

Ученики сами должны идти к поставленной в начале урока цели, находя информацию в учебниках, гаджетах, обращаясь к учителю и одноклассникам, выполняя задания с комфортной для них скоростью.

Это позволит детям испытать радость поиска и достижения результата, уберет неуверенность и страх перед ответами у доски. Коллективная работа над различными проектами позволит детям сдружиться, научит слышать других и отстаивать свое мнение. Т.е. разовьет навыки работы в команде.

   5. Еще одна проблема, вытекающая из предыдущей, это монотонность школьных занятий и в то же время постоянное требование быть внимательным. Даже взрослые не могут быть предельно внимательны в течение всего рабочего дня. Необходимо переключаться, давать мозгу передышку. Что же говорить о младшеклассниках! Если на уроке нет частой смены деятельности, не включены элементы игры, внимание рассеивается очень быстро. И зачастую все объяснение учителя у доски “пролетает мимо ушей”...

Хорошо бы: не требовать от детей постоянного внимания, что совершенно бесполезно; почаще переключать их со слушания на рисование, письмо или физкультминутки; рассказывать эмоционально и с опорой на наглядность; а самые важные моменты объяснения делать максимально сжатыми.  

   6. Ведущие потребности детей начальной школы — это игра и общение. Учебная деятельность, конечно, тоже среди ведущих в этом возрасте, но тем не менее дети хотят и должны еще играть. В нашей школе эти потребности детей практически игнорируются. Перемены маленькие, бегать нельзя, шуметь нельзя, на уроках разговаривать нельзя… Да и учителя перегружены заполнением документации, повышением квалификации, собраниями, ремонтами и прочей около педагогической работой. У большинства просто не остается ни времени, ни сил на реальную воспитательную работу с классом.

Хорошо бы: снизить нагрузку на учителей, чтобы они могли целенаправленно работать над формированием коллектива в классе: учить детей дружить и сотрудничать, помогать одноклассникам. А в случаях неприятия друг друга, вражды, уметь разрешать конфликты без агрессии и травли. 

Сам по себе коллектив из 30 разношерстных детей, к сожалению, не сложится. Необходимо доброжелательное посредничество взрослых.

А если детям в школе будет психологически комфортно, то большинство других минусов потеряют свою остроту.

0 Комментариев и отзывов


Яндекс.Метрика