Почему не растут учительские зарплаты
В конце марта состоялось очередное заседание комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В выступлении главы Счетной палаты Алексея Кудрина прозвучал ответ на вопрос о зарплатах так, как это видит правительство.
При современной системе здравоохранения и образования нет никаких оснований ожидать повышения зарплат до достойного уровня.
Кудрин объяснил это тем, наше образование недостаточно хорошо выполняет свою работу. Вот в других странах компетенции выпускников гораздо выше, чем у российских. И в такой ситуации “просто взять и повысить” учительские зарплаты государство себе позволить не может. Тем более, что это, с точки зрения главы Счетной палаты, не решит проблем образования.
Западные страны платят своим медикам и педагогам зарплаты вполне достойные. Чиновник объяснил это высокой производительностью труда штатовских и европейских бюджетников — она в 2-2,5 раза выше, чем в России. Там иначе организованы рабочие места, и отдача потому совсем другая. Правительства этих стран полагают, что повышение оплаты труда преподавателей с лихвой окупится высокой компетенцией выпускников школ, и экономика от этого только выиграет.
Однако в России говорить об этом пока не приходится, потому что уровень компетенций окончивших школу ребят довольно низкий. И именно над этим надо работать чиновникам сферы образования, а не требовать повышения зарплат учителям. Ведь качество полученных в школе знаний и умений напрямую влияют на экономику страны.
Волнует Кудрина и проблема неравенства зарплат в бюджетных сферах. Он считает, что слишком большая разница в выплатах работникам — это одна из острейших проблем, над которой надо работать.
“Майские указы”, подписанные Владимиром Путиным в 2018 году, требовали повышения зарплат младшему и среднему медперсоналу, соцработникам, школьным учителям и научным сотрудникам как минимум вдвое. В результате зарплаты были повышены, но ... за счет массовых увольнений одних и значительного повышения нагрузки для других.
Так, в 2019 году по сравнению с 2013 уменьшилось количество младшего медперсонала почти на 60%, соцработников — на 33%. А в целом работников бюджетных сфер стало меньше на 14,5%. Т.е., был уволен практически каждый седьмой бюджетник.
Естественно, нагрузка на оставшихся возросла. В среднем на 66,7%. Многие учителя теперь вынуждены работать на полторы-две ставки. Что явно не добавляет им здоровья и не повышает качество обучения. А ведь именно качество — это и есть “производительность труда” педагогов, о чем так настойчиво говорил в своем выступлении глава Счетной палаты.
В целом оптимизировать бюджетную сферу так и не получилось. Только в здравоохранении зарплаты выросли с 2,1 раза, да в области образования в 1,95 раз. Несколько повысились выплаты работникам еще трех категорий, а у семи категорий бюджетников они так и остались без изменений.
0 Комментариев и отзывов