EduGid.ru

Поиск

Наш канал Яндекс.Дзен Наш канал Telegram Telegram


Обзор:

Оптимизация учебных нагрузок школьников

В Госдуме рассматривают вопрос об уменьшении нагрузки школьников

Комитетом Госдумы подготовлены рекомендации по оптимизации учебных нагрузок школьников. Депутаты подсчитали, что продолжительность “рабочего дня” российских старшеклассников — 10-12 часов! Дети испытывают огромные перегрузки, и это пагубно отражается на их здоровье. Раздутые учебные программы, бесконечные “домашки” по всем предметам, факультативы, кружки и репетиторы…

Российские школы практически стоят перед выбором: организовывать учебный процесс, соблюдая установленные нормы нагрузки, или предоставить детям качественное образование. Обычно учителя выбирают второй вариант. Ну, как же — ведь школе нужны победители олимпиад, дети должны успешно справляться с ВПР и сдавать ЕГЭ! И о детском здоровье как физическом, так и психическом, никто не думает. 

Тем более, что существующая государственная система, которая определяет учебную нагрузку учеников, неясная, нечеткая, и основные ее нормы вынужденно определяются администрацией школ. 

В придачу, санитарные нормы распространяются только на уроки и перерывы между ними. А все дополнительные занятия официально никак не регламентируются. В итоге старшеклассники реально очень перегружены — при двенадцатичасовом рабочем дне они зачастую должны заниматься еще и по выходным.

Напряженности добавляет и избыточная наполняемость классов. В них (особенно при нехватке учителей и для экономии заработной платы) принимают столько учеников, сколько вмещает классное помещение. А это, с точки зрения депутатов, снижает качество образовательного процесса, повышая нагрузку как у детей, так и у педагогов.

Еще одна большая проблема — объем домашних заданий. Мало того, что их задают по всем предметам, и далеко не все педагоги соблюдают рекомендованные нормы, так еще и огромное количество времени уходит на не регламентируемые творческие задания — проекты, поделки, сообщения, доклады и т.п.

А уж о перегруженности школьных программ, бесконечных контрольных и проверочных работах не говорит только тот, кто давно не имеет никакого отношения к школе.

Депутаты полагают, что все проблемы сразу можно решить, удлинив сроки получения общего образования на год. И это можно сделать прямо в рамках существующего закона “Об образовании”.

Еще они предлагают, чтобы достижения школьников, полученные в учреждениях дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные и др.) также засчитывались в школах. Об этом говорят давно, но в практику никак не внедрят.

В Минпросвещения подходят к решению вопроса иначе. Там полагают, что:

  • необходимо тщательно проанализировать содержание образования: убрать из программ устаревшие и избыточные требования, определить минимальный уровень обязательных требований по предметам, подлежащий промежуточному и итоговому контролю;
  • создать единый регламент, по которому проводить необходимые проверочные, контрольные и диагностические работы, чтобы снизить избыточную нагрузку учеников.

Экспериментальная работа по апробации модели получения общего образования с разными сроками обучения, а также разработка и внедрение основной образовательной программы, которая предусматривает значительное сокращение домашних заданий, возложена на Российскую академию образования.

0 Комментариев и отзывов


Яндекс.Метрика