EduGid.ru

Поиск

Наш канал Яндекс.Дзен Наш канал Telegram Telegram


Обзор:

Школа для "особенных" детей

Какие дети учатся в коррекционных школах

К сожалению, достаточно большое количество детей рождается с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья, и, как следствие, они развиваются несколько иначе, чем большинство малышей. Чтобы помочь им максимально реабилитироваться и адаптироваться к жизни в социуме, родителям нужна помощь специалистов — медиков и педагогов.

Для малышей с особенностями развития созданы специальные компенсационные детские сады-школы, где они проходят социальную адаптацию, общаясь с другими детьми и проходя начальное обучение. После этого их принимают в подходящую коррекционную школу.

Диагнозы детей с отклонениями в состоянии здоровья

Учитывая, что дети с «отклонениями в развитии» все очень разные, и поставить им конкретный диагноз порой затруднительно, специалисты выделяют несколько основных групп проблем:

1 — слепые и слабовидящие дети, которые не могут пользоваться органом зрения при ориентировании и обучении.

2 — тугоухие и глухие дети, которые лишены возможности полноценного общения при помощи речи.

3 — малыши с задержкой психического развития (ЗПР). К этой группе относятся дети, с заболеваниями, поражающими нервную систему.

4 — дети с задержкой развития речи (ЗРР) либо общим ее недоразвитием (ОНР). Это может быть вызвано как педагогической запущенностью ребенка, так и анатомическими или физиологическими причинами, и очень осложняет коммуникацию ребенка с окружающим миром и возможности обучения.

5 — ребята с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это синдром нарушения психоэмоциональной сферы, который возникает при нарушении функций центральной нервной системы. У малышей проявляется в виде неврологических расстройств, у старших дошкольников это гиперактивность, социальная дезадаптация, задержка психического развития.

6 — дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата (НОДА). Это может быть результатом ДЦП, либо травмы или врожденным недостатком. Эти дети не могут двигаться так свободно и координированно, как их сверстники, что часто вызывает не только физические, но и психологические проблемы.

7 — дети, у которых диагностировано нарушение интеллекта. Это аутисты, эпилептики, олигофрены, шизофреники, и ребята с целым рядом других подобных заболеваний.

Чисто медицинские проблемы тут только у групп с НОДА и детей с выраженным нарушением слуха и зрения. Все остальные определения довольно размыты. Например, очень сложно провести границу между ОНР и ЗРР, между ЗПР и ММД. Непросто диагностировать ранний детский аутизм — настолько разные поведенческие проявления этой болезни у малышей. С диагнозом «Гиперактивность» вообще надо быть очень осторожным, так как очень легко можно ошибиться и отправить в коррекционный детский сад просто подвижного шаловливого ребенка.

Поэтому очень важно родителям быть внимательным к своему малышу и перепроверить правильность установленного диагноза у нескольких специалистов.

Коррекционные школы 

После детского сада дети с особенностями развития переходят в школу.

Учитывая разнообразные диагнозы таких детей, в стране создана сеть коррекционных школ. По назначению их делят на восемь видов.

Школы I вида открыты для глухонемых и слабослышащих детей. Их учат общаться между собой, адаптируют к жизни в социуме.

Школы II вида также предназначены для детей с проблемами слуха, но сюда попадают те, у кого слух отсутствует только частично, соответственно, они умеют говорить, хотя речь обычно развита слабо и звучит неестественно. Для обеспечения активной речевой практики в работе с этими ребятами используется звукоусиливающая аппаратура. 

В школах III и IV видов обучают детей со слабым зрением и совсем слепых.

Заикающиеся ребята и те, у кого диагностировано значительное нарушение речи, проходят обучение в школах V вида.

Школы VI вида работают со школьниками, у которых имеются проблемы в физическом развитии — это дети, перенесшие ДЦП, спинномозговые или черепно-мозговые травмы. Часто такие школы размещаются на базе неврологических клиник, где обучение идет параллельно с лечением и реабилитацией.

VII вид школ принимает на обучение обучения ребят с ЗПР. Они обычно способны к интеллектуальному развитию, но проблемы с памятью, вниманием, эмоциональной сферой не дают возможности им учится наравне со здоровыми ровесниками.

В специальных общеобразовательных школах VIII вида работают с умственно отсталыми детьми. Их учат чтению, письму, счету, ориентированию в социально-бытовых условиях. В этих учебных заведениях всегда есть мастерские, где учащиеся могут овладеть простейшими профессиями столяра, швеи, слесаря, сельскохозяйственного рабочего и т.п.

Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

Диагноз «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Однако, это не приговор, и нужна конкретному ребенку коррекционная школа или обычная, а, может, стоит предпочесть заочное или надомное обучение, зависит от родителей. Родителям могут помочь определиться советы врачей, логопедов, педагогов, психологов, родителей детей с такими же диагнозами. Но прежде всего нужно реально оценить проблемы ребенка и возможности семьи оказать ему помощь.

Так, дети с ДЦП могут быть совершенно необучаемы, а могут плохо ходить и не очень четко произносить звуки, но обладать при этом совершенно светлой головкой! А ребенок-заика может комфортно себя чувствовать среди таких же заикающихся детей и постепенно восстанавливаться. А может вдруг заговорить чисто, стараясь дотянутся до окружающих сверстников, речь которых льется без проблем.

Надомное обучение тоже подходит не всем. В первую очередь потому, что лишает ребенка возможности общаться со сверстниками. А такая изоляция может еще сильнее затормозить как умственное, так и физическое развитие ребенка.

Дети очень разные и подход к реабилитации должен быть всегда индивидуален.

Если все же обучение в коррекционной школе необходимо, проконсультируйтесь у членов ПМПК, какая из возможных школ будет наиболее подходящей для вашего малыша, учитывая его проблемы, способности и недостатки. Посетите подходящие школы вашего региона, познакомьтесь с директорами, учителями, будущими одноклассниками. Оцените порядок, чистоту, условия пребывания детей в них. И самое главное — почувствуйте, как в школе относятся к своим воспитанникам. Ведь находится в комфортной среде – это самое главное условие для восстановления здоровья детей.

0 Комментариев и отзывов


Яндекс.Метрика