Быть или не быть “Цифровой школе”
До 25.01.21 любой гражданин РФ мог прочитать и оценить проект приказа Минпросвещения и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ “Об утверждении стандарта “Цифровая школа”, размещенном на сайте regulation.gov.ru.
За две недели обсуждений и голосования более 4 000 человек высказали свое мнение о проекте. Причем подавляющее большинство респондентов высказались против его принятия, и только 34 человека одобрили.
Главное, что предполагалось проектом, это в краткие сроки:
- обеспечить для всех учреждений образования беспроводной доступ к государственным ИС и к сети интернет;
- создать равные условия для использования онлайн-технологий для всех школьников, независимо от того, где они живут.
Разрабатывался стандарт “Цифровая школа” как основа воплощения в жизнь проекта о Цифровой образовательной среде (ЦОС).
Члены общественного движения “Родители Москвы” (РМ) категорически не согласны с внедрением ЦОС в учреждения образования, потому очень заинтересованно изучили предлагаемый законопроект и попытались объяснить, почему проголосовали против его принятия.
Вот что волнует главу движения Ильну Менькову?
1. Забота о здоровье школьников.
Для реализации проекта “Цифровая школа” необходимо, чтобы в школах был устойчивый высокоскоростной интернет, а значит, необходима установка устройств для Wi-Fi.
А ведь еще прошлым летом Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей при Минздраве России были разработаны и опубликованы нормативы, которые необходимо выполнять в условиях ЦОС. Там четко сказано, что работающее оборудование Wi-Fi вредит здоровью школьников. Поэтому использовать его там, где занимаются младшеклассники, категорически нельзя!
Не добавит оно здоровья и старшеклассникам. Тем более, что наличие высокоскоростного интернета в школе — это прямой путь к тому, чтобы все перемены школьники проводили, глядя в экраны своих гаджетов. А ведь гиподинамия в настоящее время и так бич нашей молодежи.
2. Снижение роли учителя в школе.
Проект предлагает использование Цифрового образовательного контента при обучении детей. Это не только комплекс материалов и средств обучения и воспитания, но и контроля уровня знаний и умений школьников.
Т.е., функции обучения, воспитания, оценки знаний перейдут от живых учителей к искусственному интеллекту. В чем тогда будет заключаться роль педагога? Или с введением стандарта в образовательные учреждения эту профессию совсем упразднят?
3. Несогласие с размещением видеонаблюдения в школах.
Введение стандарта предполагает размещение в школьных помещениях систем видеонаблюдения с технологией распознавания лиц.
Объясняется это заботой о безопасности учеников. Но по сути это —тотальная слежка за находящимися на школьной территории. Непонятно, для чего нужны эти данные, и как впоследствии отзовется детям их обработка.
Однако, в стране ведь существует закон, согласно которому запрещено собирать и обрабатывать биометрические данные несовершеннолетних без согласия родителей.
Таким образом, Ильна Менькова считает, что проект стандарта “Цифровая школа” не просто ненужный, но и опасный документ, принятие которого положит начало уничтожению привычной школы и введению технологий, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребят.
Она проводит тревожную аналогию с проектом Постановления правительства “О проведении в 2020—2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды”, который был не прият педагогической общественностью, и правительство отложило его утверждение.
Тем не менее, 07.12.2020 уже без всякого всенародного обсуждения это Постановление было принято. Не постигнет ли такая же судьба и приказ Минпросвещения “Об утверждении стандарта “Цифровая школа”, который так же не приняло подавляющее большинство участников обсуждения?
Аналитик “Родителей Москвы” Вера Трошина развенчала некоторые мифы о стандарте “Цифровая школа”.
1. В стандарте: “Обеспечение безопасности образовательного процесса”.
До сих пор обучение в школах было вполне безопасно. Свято соблюдалось закрепленное в Законе “Об образовании” положение о том, что в учреждениях образования нельзя использовать технологии, представляющие опасность для детей.
Введение дистанционного обучения в школы резко снижает уровень безопасности, так как гигиенистами подтверждено вредное влияние излучения Wi-Fi на детей.
Еще большую тревогу вызывает установка камер видеонаблюдений, считывающих эмоции (радость, злость, огорчение, спокойствие и др.) и отслеживающих “вход в запретную зону, скопление людей, нестандартное поведение”. Тотальный контроль над детьми может привести к очень грустным последствиям.
По экспертной оценке межрегионального бюро судебных экспертиз имени Сикорского система видеонаблюдения существенно ограничивает свободу людей, лишая их личного пространства. В таких ситуациях увеличивается выброс гормонов стресса, возрастает тревожность и агрессия личности.
Постоянное нахождение в стрессовой среде неизбежно приведет к повышению количества психосоматических заболеваний у детей, к понижению мотивации к учебе, успеваемость неминуемо поползет вниз.
2. В стандарте: “Создание равных условий для получения качественного образования”
При введении онлайн-технологий школьники реально будут иметь равные возможности доступа к одному и тому же образовательному контенту.
Но поставлять контент и образовательные сервисы будут не специалисты с большим опытом работы в сфере образования (педагоги, ученые), а “юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие правами владения, пользования и распоряжения образовательным контентом”.
Вызывает сильные сомнения, что при таком обучении школьники смогут получить качественное системное образование.
3. В стандарте: “Защита персональных данных”
Создание единой системы программной документации теоретически должно обеспечивать защиту информации, которая передается через интернет. Однако не секрет, что, чем больше в базе данных, тем чаще ее “взламывают”, и немалое число сведений просачивается в открытый доступ.
Именно с созданием региональных банков данных связывают увеличение количества исчезнувших без вести детей. Эта страшная цифра возросла в 3 раза, причем исчезать стали не только проблемные, но и вполне благополучные дети.
Генеральная прокуратура России провела проверку работы Минобразования и департамента образования. В результате вскрылись случаи продажи чиновниками информации, которая находилась в региональных базах данных и содержала персональные сведения о целых семьях. Причем получали за это отнюдь не малые суммы — до 100 000 долларов.
И еще одно мнение — врача высшей категории, активистки общественного движения “Родители Москвы” Элеоноры Пильгуй.
Она считает, что страна, переведя школьников на “удаленку” в прошлом году, спровоцировала существенный рост детской интернет-зависимости. Это не придуманная опасность — в соцсетях существует огромное количество контента, которое действует разрушающе на неокрепшее сознание детей. А введение цифровой среды даст школьникам возможность вообще “не вылезть” из интернета.
Кроме того, цифровые технологии отучают детей критически мыслить, превращают их в пассивных потребителей контента, умеющих выбрать правильный ответ в тесте, но не способных генерировать и излагать свои собственные идеи.
Большинство родителей предпочитает, чтобы их дети учились в традиционных школах с учебниками и живыми учителями.
Родители — это полноправные участники процесса обучения, и их голос должен быть услышан Министерством просвещения.
0 Комментариев и отзывов